Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Свежий Номер

№ 9 (131), 2015


Рецензии


Дмитрий Тюпа, «Поиск радостной вечности»
М.: Библиотека журнала «Дети Ра», 2015

Всегда очень отрадно видеть появляющиеся в печати книги молодых авторов. Дмитрию Тюпе всего 26 лет, а он уже, как говорится в аннотации, лауреат «Золотой строфы» и победитель конкурса Бориса Стругацкого «Сонет Цурэна». Книга «Поиск радостной вечности» — уже вторая у талантливого поэта. Предисловие к сборнику автор написал сам, где подробно разъяснил свои творческую и мировоззренческую позиции и даже обозначил супер-задачи, относящиеся к каждой главе. Думается, что появление этой книги с радостью воспримут те читатели, которые увлекаются поэзией мысли, требующей, безусловно, определенной подготовки, знаний психологии и истории, знакомства с различными философскими, религиозными течениями — от античности до нашего времени, от Зарастустры до Ницше и Сартра…
Как это и положено молодому человеку, Дмитрий Тюпа очень смел в своих творческих экспериментах. Его лирический герой на равных разговаривает с греческими богами и христианскими святыми. Эпиграфами к главам книги могут быть цитаты из евангелистов, мыслителей, поэтов. А могут быть строки и из его собственных стихотворений (поэма «Мой Бог, или последнее стихотворение»). Название одного из стихотворений («Песочный человек») отсылает нас к Гофману, «Не хожу один я на дорогу» — прямая аллюзия к Лермонтову (перекличка эта, наверно, не случайна, ведь на данный момент оба поэта находятся в одном возрасте).
Глубокая ищущая натура лирического героя Дмитрия Тюпы, по словам автора, пытается примириться с вечностью, обратить страх перед нею в надежду, отчаяние — в радость. Так уж повелось, что каждый рождающийся человек вновь и вновь своей жизнью проживает то, что прожили и перечувствовали до него тысячи и миллионы людей, пытаясь постичь и проверить на собственном опыте, собственным умом даже давно уже существующие и считающиеся непреложными истины. Каждый человек — это новая маленькая вселенная, в которой действуют те же законы, которые существуют во Вселенной большой. Творение вновь вступает в диалог и даже спор со своим Творцом. Однако история человечества за множество лет придумала так много имен и биографий для Творца, так много раз пыталась интерпретировать на свой лад Его посыл к нам, людям, что умному, мыслящему, начитанному человеку сквозь толщу этих интерпретаций не пробиться сразу к Высшей Истине. Как сказал когда-то (цитируемый в одном из эпиграфов самим Дмитрием) Андрей Вознесенский: «Словно послушник хочет к Господу, / ну, а доступ лишь к настоятелю, / так и я умоляю доступа — / без посредников — к Настоящему». В таких же мучительных поисках правильного пути к Нему (в книге Он называется Вечностью) находится и лирический герой Дмитрия Тюпы.
Поиски эти сопровождаются изматывающими душу приступами отчаяния и смертельного страха. Поэтому стихотворениям поэта присуща чаще всего мрачная, фантастическая и мистическая атмосфера, что демонстрирует несомненное влияние на эстетику Дмитрия и немецкого классического романтизма, с его особенным вниманием к средневековой культуре, и, возможно, поэзии Евгения Баратынского с его «Сумерками» — наверное, первой в истории русской поэзии композиционно выстроенной книгой стихов, и Джона Мильтона, и других поэтов и писателей-мистиков.
Что касается поэтической формы, она у Дмитрия в большинстве случаев безупречна. Всевозможными техниками стихосложения молодой автор владеет блестяще. («Волчья / Прыть — / Молча / Рыть / (Ввысь ли?) / В смысле / Мысли / Скрыть».) Рифмы свежи, верны и осознанны. В стихотворении «Грибной сонет» автор виртуозно рифмует между собой первую, четвертую, пятую, восьмую, десятую, одиннадцатую, тринадцатую и четырнадцатую строки — с одной стороны, и вторую, третью, пятую, шестую, девятую и двенадцатую — с другой. Дмитрий Тюпа — настоящий мастер сонета, примеров чему в книге можно найти предостаточно. Остается надеяться, что у этого поэта с яркой индивидуальностью — большое будущее, ведь с опытом жизни будет зреть и творческая мысль. Хочется пожелать Дмитрию не оставлять направление новаторства, которое он выбрал на своем поэтическом пути. Рецензируемая статье книга — безусловно, яркое событие, как тот процесс высвобождения кипучей энергии, который так талантливо отображает поэт в стихотворении «Пробка»: «Свобода! / С каждым / Вздохом — / Взлет. / Тиски ослабли. / В стеклянном горле гейзер бьет / Ударом сабли!».
Поэт, выпуская эту книгу стихов в свет, очень доверяет своему читателю, надеется на его понимание, со-мыслие, сотворчество. Такая страстная мольба о понимании звучит в следующем, только на первый взгляд, дерзко-высокомерном стихотворении! Давайте послушаем поэта, подумаем вместе с ним, обменяемся энергиями наших мыслей. Это и есть, наверное, сверхзадача Дмитрия Тюпы.

Ты это прочитал? Ты это видишь?!
Хвала Творцу! Да у тебя — глаза!
У твоего порога — мой подкидыш.
Так ты открыл? Просмотришь бегло за
Одну минуту? Время дорожает:
Жить некогда, а завтра никогда
Посев не оправдает урожаем.
<…>
Ты видишь эти буквы на странице?
На мониторе? Хочешь, переправь,
Сотри, дополни… мне бы устраниться.
Но нет, с Харона хватит переправ!

Так заразителен и убедителен этот молодой максимализм, эта страстность и неукротимость мысли, это желание жить, а не существовать, что все это не может не вызвать живого эмоционального отклика у читателя.

Ольга ДЕНИСОВА