Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 6 (128), 2015


Рецензии


Александр Карпенко, «Сквозь пространство»
М.: «Вест-Консалтинг», 2015

У Александра Карпенко за последнее время вышло множество публикаций в журналах, но книга — совсем другое дело. Супруга поэта Елена Краснощёкова, которая не только замечательный художник, но еще и «коня на скаку остановит», самостоятельно составила книгу стихов Александра, да плюс снабдила ее своей графикой. Великолепная книга получилась. Возвышенная в лучшем смысле этого слова. И все в ней переплелось — и метафизика, и психология, и чистая лирика. Сквозь строки слышится пение ангелов и их арфы. Рисунки Лены очень выразительны  и ненавязчиво дополняют стихи. Стихи, в основном, о любви — самом высоком человеческом чувстве. Люди часто принимают за любовь поверхностное увлечение или сексуальное влечение, но об огромной разнице между сексом и любовью замечательно писал Бердяев, лучше него уже не напишешь. В стихах Александра — именно любовь, а не ее суррогаты, а еще — счастье, такое редкое во все времена.
Стихи, вероятно, посвящены разным возлюбленным, но создается впечатление, что адресат — одна и та же женщина, что говорит о цельности натуры Александра как человека и как поэта. Как будто Бог слышит его стихотворение-молитву: «Боже, пошли мне равную, / сир я, убог и наг», — и посылает просимую. Причем, в этом определении — «сир я, убог и наг» — читается не самоуничижение, но трогательное смирение перед Всевышним, а возлюбленная  должна быть еще «ласковой и славной, / света в глазах не счесть» — и такою она и оказывается:

Берегиня моих неземных откровений,
Мой не спящий, мой ласковый, солнечный гений.

Конечно, не бывает любви без разлуки, но к разлуке поэт относится истинно философски:

Любовь не знает имени, пока
Разлука не очертит ей границы.

Бродский писал: «Любовь сильней разлуки, но разлука / длинней любви…» Но Александр — оптимист, и разлука вызывает у него даже вот такие игривые рифмы:

Я бормочу стихи, как мантру,
А ты гуляешь по Монмартру. —

а все потому, что «стрельнет бессмертие из лука, / и вмиг закончится разлука».
Современные средства массовой информации ежедневно окатывают нас шквалом негатива, да и современная литература этим грешит. А вот книга Александра Карпенко — удивительно светлая, в ней собраны, кажется, все оттенки нежности, ласки, доброты. Доброта присутствует и тогда, когда между возлюбленными возникает непонимание или вовсе происходит разрыв. Никакой ревности, мстительности, желания взять реванш… Хотелось бы также отметить исключительную музыкальность многих текстов, недаром Александр — еще и бард.
Книга представляется очень цельной. Стихи  нанизаны на единую золотую нить — чувство, которое перерастает гендерные различия и становится общечеловеческим, тем, что нам завещал Христос: «Да любите друг друга». И вспоминается Евтушенко (которого, вообще-то, я не очень жалую): «Дай Бог найти живым Христа — / пусть не в мужском, так в женском лике». И Александр находит — если не Христа, то свою прижизненную святую:

Там, где зыбучи пески,
Море и пена,
Лечит меня от тоски
Санта-Елена.

Ей от природы дана
Власть исполина:
Кистью небесной она
Лечит от сплина.
(...)
Там, где верстается путь,
Ждет перемена,
Верной мне спутницей будь,
Санта-Елена.

Конечно, в книге присутствуют не только стихи о любви, но и чисто философская лирика, а в ней — россыпь поэтических жемчужин. И маячки Серебряного века в совершенно современных стихах очаровывают. И присутствие Бога в строчках создает брод через «голубую воду Гераклитову». Но любовь выше всех философий. И хочется верить, что она — глубокая и подлинная — не проходит бесследно, и не зря пишутся глубокие и подлинные стихи о любви.

Элла КРЫЛОВА