Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Свежий Номер

№ 10 (120), 2014


Рецензии


Ольга Михайлова, «Рябиновый оберег»
М.: «Вест-Консалтинг», 2014

За стихами Ольги Михайловой чувствуется тонкая женская натура, чувствительная к миру и его красоте, запечатлевающая увиденное — как бы приподнимая над сущим. Этот тихий свет, родник, из которого черпает вдохновение Ольга Михайлова, еще не окреп окончательно, но есть все для того, чтобы он порадовал многоцветьем образов и сюжетов. Потому что этот мир жив. А автор имеет талант видеть и замечать. Ценнейшее средство для поэта!
Сборник «Рябиновый оберег» удивительно гармоничен. Здесь традиционные силлабо-тонические стихотворения плавно перетекают в верлибры или строки из записной книжки — как заметки на полях, лирические жемчужинки, а потом переходят — в прозу.
Чувствуется, что рифма несколько тяготит автора, сковывает, а потому даже в силлабо-тонических текстах рифмуются подчас только вторые и четвертые строки, иногда и эта рифма условна. Как будто язык требует большей свободы выражения, а любые сдерживающие рамки — и четкий метр, и рифма его сдерживают. Впечатление подтверждается, когда начинают встречаться — каплями, словно дождь начал накрапывать — верлибры. Они и свободнее, и органичнее. Видно, что автора не ограничивает форма, а потому предметы получают не искусственную, а естественную огранку. То есть, огранка и вовсе не видна, зато запечатлена картинка:

Сквозь голубые платьица нежного льна —
Лоскуты ранимого неба.

Или:

Бегство от серого дождя
В доброе искреннее лето.
Я играю с ним в догонялки.

Или:

Ласкается море,
Кутаешься в нежность ветерка.

Заметьте, насколько точно и, одновременно, легко сказано! Ощущается не только картинка, но внутренний сюжет, текст оживает, он визуален и практически ощутим. Бегство от дождя предстает одновременно погоней за летом. Здесь и обычная пейзажная зарисовка, и попытка философии: мы все стараемся не упустить лето нашей жизни, прожить его полноценно и как можно дольше не вступать в пору осени. Подобный второй подтекст и оживляет стихотворения, делает их из простого запечатления поэзией, то есть — искусством. Наиболее удачные именно такие стихотворения, под которыми обнаруживается второе дно. Таким образом, можно констатировать — у автора есть чувство слова, и оно ограняется. Потому что удачных, а иногда и отличных стихотворений в книге — не одно и не два. Отметим, что подобная лирика вполне актуальна, поэтика Ольги Михайловой напоминает мне словесные экзерсисы Михаила Бару, поэта и путешественника, опубликованные в «Арионе»:

осенний ветер…
из акварели в гравюру
превращается сад

Согласитесь, нечто родственное есть. Духовное начало, позиция наблюдателя. Намеренный уход от хаоса страстей. Зато ощущается, как падает листва или переговариваются волны. В некотором смысле поэзия Ольги Михайловой дегуманизирована. Природа здесь являет истинную сущность и предъявляет права как минимум равные человеку.
Вот еще несколько характерных миниатюр:

Гроза

Переполох в небесах.
Начинается гроза.
Море встает на дыбы.

Или:

Миниатюрной скалой вырос из моря камень.
Как на одинокой планете,
Уединился на нем бородач-дикарь
И колдует над своим ноутбуком.

Или:

Гранат

Красные со светлой каймой бутоны цветков.
Красота еще спит.

Но, пожалуй, лучшей миниатюрой Михайловой назову следующую:

Отдыхает после утреннего лова
маленькая рыбацкая лодка.
Отчаянно пахнут морем еще мокрые сети.
Небо в них запуталось.

«Рябиновый оберег» — вторая книга Ольги Михайловой и хочется верить — не последняя. Поэтичность ее мира — очевидна. Автор пытается впитать в себя мир, окружающий ее, и переложить на бумагу, не сфальшивив. Это говорит об ответственности перед читателем. Да и перед собой.
Добрых слов заслуживает и поэтическая проза Михайловой. Миниатюрки не большие, но лиричные, можно даже сказать: проникнуты лиричной грустью. И выписаны — без лишних слов и ненужностей. Вообще, тяготение к миниатюрности форм — похвально. Когда мысль можно уложить в несколько строчек, то ей окажется — как и должно — просторно. А это таинство дано не всякому. Ольга Михайлова, на мой взгляд, его постигла.

Евгений МЕЛЕШИН