|
Константин
Никольский
Мне
только снится жизнь моя
ООО «Пролог-мюзикл», 2004
Воскресение
Я привык бродить один
Студия «Союз», 2004
Когда-то
в представлении поклонников они были
неотделимы друг от друга — Константин Никольский и группа «Воскресенье».
Но как всякой яркой творческой единице, Никольскому захотелось записывать
сольные альбомы. Однако абсолютно свободного плавания не получилось, ибо
по-прежнему корабль Никольского (назовем так его творчество) вздымается
на гребне уже знакомой волны. Тоже самое происходит и с «Воскресеньем».
Перед нами два диска — один Константина Никольского, другой — группы,
где он некогда был вокалистом. Из содержания явствует, что песни, которые
некогда принесли известность легендарному «Воскресенью», иными словами,
ставшие хитами, по-прежнему составляют основу того и другого дисков. Никольский
остался со своими произведениями, Алексей Романов — со своими.
(Нужно ли сравнивать амбициозность и личностные масштабы того и другого?
Один обращается к людям от своего собственного имени, другой позиционирует
себя как часть продолжающей существовать группы.)
И думаю, трудно поспорить с тем, что в обоих случаях мы имеем дело с музыкальными
произведениями высокого уровня. Как и с тем, что новые песни Никольского
(которые предусмотрительно помечены в содержании) по интонации, построению
музыкальных и текстовых фраз сходны с тем, что создавалось в эпоху единого
«Воскресения».
Однако различия по линии «Никольский — Романов» существуют. Наверное,
и в этом тоже следует искать причину их разделения. Все дело в так называемом
образе лирического героя. В песнях Романова певец — скиталец, пилигрим
(он же «солдат вселенной»), который в поисках своих добрался даже до Марса
(слушай первую песню на диске с подзаголовком «Марсианская»). Он созерцает
мир, глядя на него иронично и вместе с тем ласково. Он зовет в бой с обыденностью,
все с той же усмешкой, и нередко разящие стрелы ее направлены на самого
себя.
Никольский поэтизирует действительность, говорит о себе как о поэте, а
«душа поэта — это зеркало мира». И его зеркало не просто передает подобие,
оно преображает его. Лирический герой Никольского также созерцает жизнь,
при этом в какой-то степени идеализируя ее, иными словами — он говорит
о мире на высокой ноте, отчего — уже в какой раз слушаешь «Музыканта»
или «Ночную птицу» — мурашки по коже.
И что же все-таки произошло? Деление целого? О чем поет Алексей Романов
в песне «Научи меня жить» — «Дай мне лезвие мысли вонзить между частью
и целым». Не совсем. Просто путь этого самого «воскресения», совершенствования,
взаимоотношения с миром оказался не один. И главное — что оно, «воскресение»
продолжается.
Автограф
Корабль
ООО «ICA Music», 2005
Группа «Автограф»,
созданная Александром Ситковецким в 1979 году (1980 г. — год первого выхода
на сцену на рок-фестивале в Тбилиси) была одной из первых в СССР профессиональных
рок-групп. Взорвав советскую действительность, прогремев по всему миру
(речь идет не просто о нескольких концертах, а о целом гастрольном туре
по множеству стран Европы и Америки), они удостоились сравнения с Yes
и Pink Floyd. В этом году «Автографу» исполняется 25 лет. По этому поводу
полагаются не только поздравления, но и, как оказалось, переосмысление
уже известной композиции от самих музыкантов. И несмотря на то, что еще
после альбома «Каменный край», вышедшего в 1989 году, группа распадается
и участники ее начинают заниматься сольными проектами, такой случай снова
собирает их вместе.
Юбилейный диск под названием «Корабль», который включает одноименное музыкальное
произведение в двух версиях (старой и новой) и видеоклип на него. Ремейк
(первая композиция на диске) выполнен в современной электронной обработке.
Обычно в подобных дисках представлены несколько хитов прошлых лет, в данном
случае музыканты «Автографа» избрали произведение, которое по музыкальному
и смысловому ряду является арт-роковой притчей. Корабль предстает некоей
аллегорией всего светлого, что должно быть в человеке, чего он достоин,
но для того, чтобы этого достичь, необходимо оторваться от «дел земных»
и увидеть «в лучах зари багряной» тот самый спасительный корабль. Надо
спешить — потому что корабль этот может быть последним, как и шанс просветления
и обретения истины.
Клип представляет собой видеохронику — это компиляция из записей концертов,
совместных музыкальных досугов и студийной записи юбилейного диска. Никакого
корабля, к примеру, похожего на тот, который мы видим на обложке диска,
в клипе мы не наблюдаем. Да и зачем, собственно? Главное — мы наблюдаем
за теми, кто все-таки попал на этот самый корабль и следует светлым путем.
Подводя итог своей творческой деятельности, «Автограф» использует только
внешние «уловки» современной музыки, добавляя электронного звучания «Кораблю»,
по сути же музыканты говорят на своем прежнем языке. Они напоминают о
том, как важно следовать своим убеждениям и стремиться к истинному.
Обзор
подготовила Валентина БУРУЛА
|