|
ОСЕНЬ
— Все. Оставался
какой-то десяток часов. Он уезжал. Навсегда. И ему напоследок хотелось
исчерпать этот город до дна.
— А кругом была осень. И желтые листья. И солнце светило вовсю. И ветер
был теплый и ласковый. Этот приторно ласковый ветер рвал охапками желтые
листья с деревьев и бросал их идущим под ноги.
— И он тоже — высокий, изящный и соломенно-рыжеволосый — казался осенним
листом, оторванным и гонимым все тем же приторным ветром. И еще он казался
слепым, потому что на всех натыкался и чуть-чуть не попал под машину,
и блуждал без цели и толку, ощущая с ужасом и восторгом, как время уходит,
уходит, уходит, уходит, уходит...
— Все. Он больше уже не мог ни носиться, ни ощущать. Город все также был
полон, а он исчерпался до дна. Ветер еще какое-то время кружил его душу,
напоследок давая возможность насладиться свободой, и теперь вот швырнул
его так же, как прочие листья, идущим под ноги. Он сидел на скамейке в
крошечном сквере, зажатом между домами, и был тих и бессилен, и как будто
уснул, улыбаясь теплу и покою, опустошенный.
— О Господи! Время! Он схватил свою сумку и понесся как вихрь, как тайфун,
как торнадо, теперь уже целеустремленно расталкивая прохожих (мне кажется,
что от этого им было не легче), и чуть было снова не попал под машину.
Но вот и автобус. Привычная давка привела его в чувство. Он быстро восстанавливал
силы перед дальней дорогой. Скорлупа разрушалась. Птенец выбирался на
волю. Чтобы жить!
— Черт! Проклятое время! Как дикий зверь за добычей, пересек он вокзальную
площадь, скатился в подземный туннель, вырвался вновь на поверхность,
на перрон, и понесся к вагону, распугивая пассажиров, разметая опавшие
листья...
— Откуда только взялась эта лужа! Состав уже лязгнул на сцепках, а еще
два вагона... И Она закрывает проход между лужей и краем перрона. И о,
вихрь, о, тайфун, о, торнадо!..
— Она была так же изящна и соломенно-рыжеволоса. И казалось, что они —
два листа с одной кроны. Это ветер прибил их друг к другу и теперь наслаждался
творением крыл своих (вполне в его духе).
— И он обнял ее, приподнял, и затих, и несмело коснулся губами, и, гонимый
осенним временем, унесся, оставив ее на перроне среди облетевших листьев.
СТАРИК
1
С утра шел
дождь. Днем вдруг огромными мокрыми хлопьями повалил снег, и вскоре всюду
лежала грязная ледяная каша, провоцируя богохульство водителей и ипохондрию
пешеходов. К вечеру изможденный, искалеченный первой метелью город опустел,
стал похож на воющую от голода черную и пустую утробу.
Жидкий, желтоватый свет одинокого фонаря превратил стеклянный навес остановки
в огромную банку, наполненную формалином. Три тощих, скукоженных фигуры,
заформалиненных в банке, медленно плавали от стенки к стенке, ожидая прихода
трамвая как решения собственной участи.
Худой низкорослый бородатый старик в замурзанном ватнике и таких же штанах,
заправленных в заляпанные грязью кирзачи, понуро и неподвижно стоял за
пределами банки и безучастно смотрел на редко проносящиеся болиды, швыряющие
по сторонам ошметки ледяной грязи. Тощий, выцветший от времени рюкзачишко
старик перекинул со спины на живот и старательно прикрывал его занемевшими
от холода, корявыми большими руками.
Трамвай все не шел и не шел. Снег все падал и падал. А ветер все выл,
и выл, выл, и выматывал душу.
Наконец подкатил он — звонкий, желанный, несущий свет и надежду. Три тощих
скукоженных фигуры торопливо попрыгали внутрь. Старик вошел за ними, последний.
Трамвай дернулся и покатил, унося своих пассажиров навстречу теплу, уюту
и исполнению желаний.
2
Пассажиров
в вагоне было немного: дородная дама с лицом деревенской матроны, прапорщик,
похожий на прапорщика, два престарелых джентльмена, слегка подшофе, типичный
интеллигент в очках и шляпе и влюбленная пара, чьих лиц видно не было,
потому что они целовались.
Старик сел подальше от всех, возле окна, в той части вагона, где лампа
в плафоне сгорела и стояли сизые сумерки. Он устроился, положил на колени
рюкзак и долго сидел, весь свернувшись в комок и грея руки у рта. Наконец
его руки согрелись. Тогда он развязал рюкзак, достал деревянную дудочку
и заиграл...
Подлость людская привела его в город за правдой; подлость людская гнала
его прочь без правды. Потому все равно ему было, что происходит вокруг,
он хотел одного — успокоить иззябшую душу, увести ее прочь из замкнутого
пространства к теплу и покою.
Матрона яростно рылась в объемистой черной сумке, вояка кемарил, раскачиваясь
во сне как китайский болванчик, престарелые джентльмены пихали друг друга
локтями и ухахатывались, интеллигент безучастно смотрел в окно, а влюбленные
целовались без устали и печали.
Старик все играл и играл, отстранившись от мира тусклой обыденности, ошметков
грязи и невыносимого холода. Он был далеко, далеко, среди чистых лесов
и полей, где ветер шумит, а не воет, где птицы поют, а не каркают, и где
воду пьют только из родников.
Грохоча и сияя, бежал по маршруту трамвай, неся свет и надежду всем, кто
ждет их в пути.
А за окнами злобно выла черная пустая утроба, обреченная на смерть.
|