Архив

№ 2, 2004

Соц-арт

Евгений Степанов

Метафора как сущность социального плаката
(Обзор современного плакатного искусства)












В советское время плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды, т.е. средством социальной рекламы. И многие выдающиеся художники (в широком смысле слова) отдали дань этому, бесспорно, прикладному виду искусства. Достаточно вспомнить, что в жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, В. Лебедев, А. Левин, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Мандрусов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, В. Шершеневич, М. Черемных.
Излюбленный прием советских плакатистов — гипербола — особенно часто применялся в политических (сатирических) плакатах, см. работы Маяковского в Окнах РОСТА, военные шаржи Кукрыниксов и Ефимова.
Метафоричным сознание советских плакатистов назвать трудно.
Метафора как излюбенный и тотальный прием социального плаката появится позднее — в постперестроечную эпоху. Но об этом ниже.
В советское время лидерами в плакатном искусстве были такие организации, как Сберегательные кассы и Госстрах (см. об этом подробнее в: Евгений Степанов, «Плакаты Госстраха как социокультурное явление», М., 2003). Именно Сберкассы и Госстрах занимались социальной рекламой. В советское время плакаты Госстраха всегда несли и социальную функцию. Госстрах был частью государственной машины, других страховых компаний просто не существовало. И, естественно, госстраховцы думали не только о том, как заработать денег, но и как реально помочь людям. Собственно, страхование и социальная политика декларировались государством как единый процесс.
В постсоветское время коммерческие организации довольно активно проводят социальную рекламу. Среди них прежде всего можно назвать Сбербанк, страховые компании Росгосстрах, «Россия», СКПО (Страховая компания правоохранительных органов).
Страховая компания «Россия» широко тиражирует плакаты, призывающие не забывать про услуги милиции и противопожарной службы.
Сильное впечатление производит плакат, который можно увидеть в московском метро: «Аборт — это убийство». Тема абортов — одна из ключевых в социальной рекламе в России в постсоветскую эпоху. К сожалению, эффекта она не дает, т.к. идет вразрез с социальной политикой.
Плакат «Аборт — это убийство» выполнен с точки зрения плакатной стилистики очень квалифицированно. В данном случае мы видим синтез словесного и изобразительного рядов. Вещи называются своими (страшными!) именами. Слова и рисунок бросаются в глаза, воздействуют на сознание и подсознание.
Метафоричность плаката, соединение в единое художественное пространство слова и рисунка — залог его успеха.
Плакат — в идеале! — вписан в контекст отечественной (мировой) культуры. См. например, замечательный плакат студии OPEN DESIGN с цитатой из Ф.М. Достоевского.

В Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону и во многих других городах в постсоветскую эпоху проходят многочисленные конкурсы социальной рекламы. В поле зрения современных плакатистов — самые различные темы. Здоровый образ жизни, экология, антиалкогольная, антинаркотическая пропаганда, борьба со СПИДОМ и т.п.
Интересны метафорические, образные плакаты Марии Сулейменовой, Андрея Поломошнова.

Мария Сулейменова, «Нашествие!»

Андрей Поломошнов, «В жизни есть место не только технике»

Множество плакатов выпускается по антиалкогольной и антинаркотической тематике. Некоторые из них производят сильное впечатление. Например, плакаты рекламной группы LBL Media, Оксаны Каковкиной.

Группа LBL Media, «Не увлекайтесь алкоголем»

Оксана Каковкина, «Русская идея?»

Особняком в ряду современных плакатистов стоит творчество Александра Лаврухина.
Александр Лаврухин — известный книжный график, поэт-верлибрист. Он иллюстрировал произведения Гоголя, Блока, Рабле, Джойса, многих современных литераторов.
В своем творчестве Александр Лаврухин широко использует аллюзии, вводит в графическую ткань своих произведений знаменитые советские плакаты, т.е. использует художественный метод, который в поэзии активно применяли в восьмидесятые годы поэты-иронисты (В. Друк, А. Еременко, В. Коркия и другие). Этот путь в плакатной графике не всегда дает положительный результат, ибо внедренные в сознание и подсознание высокие образцы социального (зачастую военного) плаката население не может воспринять сквозь призму иронии и стеба. Положительного эффекта авторы иронических плакатов социального характера добиваются не часто. Если гипербола как прием в этом контексте «срабатывает», ирония, как правило, — нет.
Показательны в этом смысле работы А. Лаврухина, навеянные творчеством знаменитых плакатистов — Д. Моора («Ты записался добровольцем»), Н. Ватолиной и Н. Денисова («Не болтай»). Прежние стереотипы в этих плакатах разрушаются, а новые ценности не создаются.

           

В социальных плакатах большее значение имеют не реминисценции и аллюзии, а теплый юмор. И не случайно приз на одном из московских фестивалей получил социальный плакат студии OPEN DESIGN за работу «Больше ЛУЖКОВ, парков и скверов».

У Александра Лаврухина удачнее получаются плакаты, в которых он художественными средствами борется с алкоголизмом, пьянством. Выразительны работы «Пьянству бой», «Не пей! Козленочком станешь!».

           

Интересен плакат, показывающий политику двойного стандарта США, — «Язык мира всем понятен», где изображена Статуя Свободы с дубинками в руках.

Выразительны, броски социальные плакаты Андрея Глинского. Художник в своих работах показывает окружающий мир в крайней степени абсурда. Показателен в этом смысле социальный плакат «Журнал ПРО ЧТО». Художник негодует против того, что ТВ и прессу заполонили порнография и чернуха. Что такое современная жизнь на взгляд СМИ? Провокация, профанация, проституция, компромат и т.д.

           

В плакате «Поколению ХХI» Андрей Глинский показывает, из каких сомнительных материалов («ценностей») возводится современное мироздание — Coca-cola, bounty и т.д.
Cвоеобразно решает художник тему «налоговой» рекламы, подчеркивая колоссальную ответственность и даже опасность работы предпринимателя.

Художники из Артели Артемовых напоминают об информационном насилии, которому подвергается человек.

           

Одна из основных тем социальной рекламы — борьба с наркотиками. Тема эта очень деликатная, т.к. любое изображение шприца на плакате вызывает у наркотически зависимого человека желание уколоться. Художники из Артели Артемовых в социальном плакате на первый план вынесли слова, написанные крупным шрифтом и напоминающие о смертельной опасности наркотиков. И в данном случае уместно образное, метафоричное решение темы, а прямолинейность может только усугубить проблему.
Мастеров, работающих в жанре социальной рекламы, в России немало, конкурсов проходит великое множество. Однако на улицах наших городов мы видим единичные — и не самые яркие! — образцы социальной рекламы. Проблема в том, что лучшие достижения рекламистов вводятся в культурный обиход нации очень нерасторопно. В итоге на улицах можно встретить весьма незамысловатую рекламу, зачастую выполненную на кустарном уровне. См. плакат ГИБДД, написанный маслом на кирпичной стене в г. Великий Устюг Вологодской области.

Социальная реклама — необходимый атрибут нашей жизни и активный проводник социальной политики. К сожалению, достижения рекламистов в этой сфере пока используются не в полной мере.