Архив

№ 2, 2004

Колесо обозрения. Рецензии












Даниил Хармс. Случаи и вещи.
СПб.: Вита Нова, 2003.

Совсем недавно за эту книгу издательство «Вита Нова» уже получило две награды. «Случаи и вещи» удостоились диплома I степени конкурса Московского государственного университета печати «Искусство книги. Традиции и поиск» и почетного диплома лауреата конкурса АСКИ «Лучшие книги 2003 года».
Сказать, что 500-страничный Хармс поражает воображение, значит не сказать практически ничего. Какая из книг серии «Рукописи» не восхищает стильным и оригинальным оформлением (каждое издание сопровождается иллюстрациями какого-либо из самых известных и именитых художников), богатым и изысканным переплетом, подробными и профессиональными комментариями?! И все же «Случаи и вещи» выделяются даже в этом ряду престижных дорогих книг, своего рода полиграфических шедевров.
Книге Хармса повезло прежде всего тем, что взялись за ее подготовку люди, возможно, известные далеко не всем массовым потребителям современного чтива, но для филологов, литературоведов и «продвинутых» читателей в представлении не нуждающиеся. Судите сами. Развернутые и обширные комментарии к изданию написали известный поэт и замечательный текстолог Владимир Эрль, еще в 1978 — 1988 гг., в соавторстве с М. Мейлахом, выпустивший в Бремене четырехтомник Хармса, и Алексей Дмитренко, литературовед, автор ряда исследований, посвященных писателям начала и середины прошлого столетия, специалист по творчеству К. Вагинова. Кроме того, книгу украшает и придает ей дополнительную ценность «Хроника жизни и творчества Даниила Хармса», составленная Андреем Крусановым, одним из наиболее авторитетных специалистов по истории классического русского авангарда первой трети ХХ века. Сопровождается «Хроника» фотографиями самого автора, его соратников, друзей и родственников (часть из них печатается впервые, в том числе и уникальные снимки юного Дани Ювачева и М. Малич).
Первый раздел «Случаев и вещей» (название, кстати, предложено еще одним обэриутоведом, А. Устиновым) представляет читателям четыре цикла Д. Хармса: «Случаи», «Голубая тетрадь», «Гармониус» и «Стихотворения» (список Г. Гора). Последние два цикла в этой книге впервые публикуются в авторском составе. Завершает раздел, проиллюстрированный ста пятнадцатью (!) гравюрами питерского художника Юрия Штапакова, знаменитая повесть «Старуха». Текст самого художника, завершающий книгу, свидетельствует о том, что к нынешней технике («свободная гравюра сухой иглой без травления кислотами») он пришел еще в начале 1990-х годов, когда в качестве материала стал использовать куски старого пластика. О том, насколько рисунки, выполненные в подобной технике, соответствуют духу творений Хармса, судить, конечно, читателям. Мне лично кажется, что гравюры Штапакова идеально походят для этой книги. К тому же Юрий иллюстрирует великого обэриута не впервые. Да и руку набил не только на нем. Не будем перечислять десятки книг, оформленных Штапаковым. Скажем лишь, что по рисункам к Хармсу художник по-прежнему узнаваем издалека.
Вторую часть книги составили разножанровые произведения (стихи, рассказы, драматические сценки, отрывки из записных книжек, письма), объединенные тем интересным обстоятельством, что центральной фигурой в них является сам автор. Среди иллюстраций этого раздела — двадцать один рисунок Хармса. Часть из этих рисунков — впервые в истории хармсоиздания — приводятся в цвете. Немаловажным достоинством книги является опубликование и тем самым — включение в научный контекст мирового хармсоведения четырех неизвестных ранее текстов Даниила Хармса.
«Случаи и вещи» дают адекватное и объемное представление о творчестве поэта.
АРТём ШАНУАРОВ