Архив

№ 2, 2004

Колесо обозрения. Литобоз

Ведущий — Евгений СТЕПАНОВ












Феномен Насти Козловой

Валентин Бобрецов (под псевдонимом Настя Козлова) выпускает уникальные миниатюрные рукотворные книги. Эти книги — сами по себе произведение искусства. Кроме того, и содержание очень интересное. Автору — талантливому поэту и одаренному художнику — удается создать настоящие образцы смешанной техники.
Рисунок делает более выразительной поэтическую ткань. Стихи дополняют рисунок.
В качестве трех главных источников и составных частей своей стилистики автор называет русский и малороссийский лубок, графику Жана Гранвиля и советский плакат 50-х гг. на тему «Как себя вести в очаге ядерного поражения». Из поэтов видно влияние Олега Григорьева.
Книжечек вышло много. Самая яркая, на мой взгляд, — «Капризы» (Санкт-Петербург, 2002).
В этой работе мы видим сложившегося, филигранно владеющего словом мастера.
В немудреных, казалось бы, шуточках — столько правды и боли!
Несколько цитат.

ПРО СВОБОДНУЮ РОССИЮ

ТУТ ТЕБЕ НЕ СССР, —
ОТДАВАЙ-КА НЕСЕССЕРЪ!

 

ПРО ИСХОДЯЩЕЕ

УМИРАЕМ… НОНЕ СДАЕМСЯ…

Это стихотворение можно тоже смело назвать ПРО СВОБОДНУЮ РОССИЮ.
Не скучно. Но грустно. Книжечки Насти Козловой — об этом.

 

АКТ. «Литературный самиздат». Издатели — Тамара Буковская, Валерий Мишин.

Тоненькая тетрадь формата А3, 24 страницы. Это лучшее питерское современное издание, посвященное поэзии.
Талантливым нестандартным питерцам (да и не только!) по-прежнему печататься негде, кроме как в самиздате. Книжки, вышедшие даже в типографии тиражом 100-200 экземпляров, расходятся в узком кругу.
Вот и получается, что такие гиганты, как Константин Кузьминский, Михаил Кузьмин находят приют только в тоненькой тетрадочке.
Честь и хвала издателям АКТа Буковской и Мишину. Они многое сохранили для потомков, которые — будем надеяться — окажутся дальновиднее современников.

 

«Журнал Поэтов» № 6 (17), 2004.
Главный редактор — Константин Кедров.

Новый номер журнала Константина Кедрова и Елены Кацюбы представляет широкую палитру современной поэзии. Громких имен много. Вознесенский, Бирюков, Парщиков, Ткаченко и т.д. Приятно отметить, что в этом номере круг авторов несколько расширился.
Интересны, на мой взгляд, заумно-примитивистские сочинения Владимира Монахова «Ноу-Феня», верлибры Фатимы Цаголовой, которая серьезно прогрессирует в последние годы, метафорические тексты Алины Витухновской (она в самом деле настоящий поэт, а не придуманная политическая фигура).
Журнал в очередной раз вышел в свет в качественном полиграфическом исполнении. Это тот замечательный случай, когда форма и содержание едины.

 

Журнал «Lit(э)ri ЧЕ», № 1, 2004.
Составители — Тамара Буковская,
Константин Кузьминский, Валерий Мишин.

Журнал нужный. Интересный. Запомнились рассказы Валерия Мишина (особенно «Носки»), визуальное стихотворение Игоря Сатановского «он лег в постель укрыть…», стихи шестидесятых годов Виктора Ширали.

Мне снятся сны
                               без запаха
                                                      и цвета
И женщины
             что по ночам храпят
Душа моя
             кощунственна
                                         как церковь
В которой овощи хранят…

Интересны мемуары Анатолия Михайлова «Небесный гость» (о встречах с Иосифом Бродским), Виктора Ширали «Аронзон и Бродский», Тамары Буковской о лито шестидесятых.

 

Этер де Паньи. «-RE.-»
Санкт-Петербург, «Борей Принт», 2004.

Фактически это книга удетеронов (однострочных стихотворений).
Опубликовано также несколько образцов визуальной поэзии, смешанной техники.
Каждый удетерон вставлен в незамысловатые фигурные скобки. Прием простой, но тем не менее он дает ощущение некоторой новизны.
Одностроки автора построены на игре слов, аллюзиях.

* * *

Здесь покоится Джек, который построил Свифта.

 

* * *

Мой дядя был вполне конкретных правил.

 

* * *

Контрацепция смерти.

Последний удетерон очень хороший.
Здесь появляется поэзия.

 

«Стихи на открытках». Выпуск первый.
Москва: издательская группа АМО, 2003.

Представлена визуальная поэзия таких ярких авторов, как Генрих Сапгир, Всеволод Некрасов, Арво Метс, Дмитрий Авалиани, Борис Констриктор, Татьяна Михайловская, Михаил Файнерман, Олег Осиновский.
Качественная работа. Хорошие стихи, соединенные в единое поэтическое пространство с графикой. Нестандартная подача поэзии.
Грустно только одно — большинство авторов открыток уже никогда этой публикации не увидят.

 

Газета «Носорог», №№ 1, 2, Хабаровск — Чита. Издатели-редакторы — Елена Круглова,
Анна Золотарева.

Интересны стихи Дмитрия Хомякова (Хабаровск), рассказ Арт. Иванова «Урна», стихи Елены Кругловой, Анны Золотаревой.
В рубрике «LOCUS LOGOS» печатаются фрагменты из книги Сергея Бирюкова «Року укор». Во втором номере опубликована статья о тавтограмме и брахиколоне.
В разделе «Прошлое» дана подборка Тихона Чурилина (1885 — 1948).
Приводятся справочные материалы об авторах.

 

А. Блок. «Двенадцать».
Графический аккомпанемент Александра Лаврухина.
Рязань: Узорочье, 2003.

Известный книжный график Александр Лаврухин прочитал поэму Блока глазами очень пристального мастера, как бы воссоздал иными художественными средствами поэму «Двенадцать» и показал собственный внутренний мир. Получилось неожиданно.

 

Арсен Мирзаев. «Люди и звуки». Париж:
издание Николая Дронникова-Коновалова, 2003.

Необычная книга. Книга, состоящая из отдельных листов бумаги формата А4.
Как ни странно, это самое полное издание известного петербургского поэта и культуртрегера Арсена Мирзаева. В книге 16 рисунков Николая Дронникова. Также приводятся библиографические справки об авторах.

 

Андрей Россомахин. «Кузнечики Велимира Хлебникова, собранные Андреем Россомахиным». Санкт-Петербург: Красный матрос, 2004.

Увлекательная и емкая книга. Перечислены и факсимильно воспроизведены все издания Хлебникова (обложки, место и год выпуска, типография/издательство, формат страниц и т.д.).
Автор изучает образы кузнечика в различных стихах поэта, еще раз показывает, насколько феноменально богатым словарем обладал Председатель земного шара. Зачастую то, что принимали за неологизм, было устаревшим или диалектным словом.
Например, зинзивер — диалектное название большой синицы.
Интересно автор пишет о символе Ра, который часто встречается в произведениях Хлебникова. Ра — это и Волга, и верховный бог египетского пантеона. И многое другое.

 

Геннадий Айги — Владимир Яковлев:
дружба, творчество, сотворчество (произведения художника Владимира Яковлева из собрания поэта Геннадия Айги). Москва: Виртуальная галерея, 2004.

Хорошие картины. Хорошие стихи. Хорошая полиграфия. Книга, достойная юбилея выдающегося поэта.

 

«Новый мир», № 6, 2004. «Не дерево, а роща» (Интервью Александра Кушнера Татьяне Бек).

Интервью-саморазоблачение. Александр Кушнер предстал во всей красе. Про Хлебникова Александр Семенович говорит, что он был «психически болен», заявляет о его (Хлебникова. — Е.С.) «преданности новой идеологии, о его связи с ЧК». И т.д. Причем утверждается все это мимомоходом, походя. Никаких конкретных доказательств не приводится.
Но дело не в идеологии. Дело в том, что Хлебников (он, конечно, не нуждается в моей защите) показал, что поэзия и рифмованная проза — разные вещи. Это главное. Увы, Александр Кушнер этого до сих не понял.
То, что можно пересказать простыми словами, поэзией не является. Хлебникова (во многих стихотворениях) не перескажешь. А вот Кушнера можно.