ККК
И ЕГО ПОЭМА
Переоценивать
роль Константина К. Кузьминского (ККК) в русской литературе не стоит.
Впрочем, не стоит и недооценивать.
Составленная им вместе с Григорием Ковалевым антология «У голубой лагуны»
вошла в историю. Конечно, антология — это не только тексты поэтов советского
андеграунда, это и комментарии Кузьминского, весьма специфические и
зачастую к литературе не имеющие отношения. Антология оказалась не только
вкладом Кузьминского в литературный процесс, но и его авто«pr»-ом. «Pr»-ом
профессиональным, можно сказать, гениальным. И главное — оправданным.
Все дело в том, что Кузьминскому есть что (кого) пиарить. Он действительно
талантливый поэт, недооцененный, а фактически и неизвестный. Его самиздатовские
книжечки «Послания к тямпе», «Стихи о мадьярке» и многие-многие другие
выходили в Америке крошечными тиражами, и кроме группы товарищей (к
коим когда-то принадлежал и пишущий эти строки) их мало кто видел.
Безусловно, самое значительное произведение, созданное Кузьминским,
— поэма «Девочка из Днепропетровска». Эта поэма необычна по форме. Фактически
это многостороннее (многостраничное, двухтомное) исследование, посвященное
взаимоотношениям полов, которое автор (его лирический герой) проводит
на фоне коллизий со своей молодой и весьма раскрепощенной (мягко говоря)
подругой.
Поэма написана (завершена) в 1993 году. По воле судьбы так получилось,
что пишущий эти строки имел некоторое отношение к подготовке поэмы к
печати (хвастаться приятно). Я в то время жил на Манхэттене, часто приезжал
на Брайтон, где обитал Костя, и заставлял его, зачастую безнадежно пьяного,
набирать и верстать поэму, что он с его замечательной и добрейшей женой
Эммой и делал.
Потом я уехал в Россию, делал многочисленные попытки напечатать поэму,
в том числе в скандальном издательстве «Мистер Икс». Никто печатать
не захотел. Ни поэму, ни антологию, права на которую ККК мне тоже любезно
предоставил.
Потом мы с Костей поссорились, он стал публично меня оскорблять, не
разобравшись в ситуации, т.е. обиделся на то, что я его не напечатал.
Я ответил.
Впрочем, все это ерунда. Важно понять, что ККК — не просто человек,
он — человек-эпатаж, человек-конфликт. И все, что с ним связано, имеет
прямое отношение к литературе. Где имидж ККК, а где его суть — он уже,
по-моему, и сам не различает. Но абсолютно ясно, что любой конфликт
подогревает интерес к нему читающей публики, а это то, что Косте, конечно,
необходимо. Поэты — вообще как дети, и все их невинные (как правило,
очаровательные) хитрости шиты белыми нитками.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию поэму Константина К. Кузьминского
«Девочка из Днепропетровска». Все, что обещал, я сделал.
P.S. Орфографию,
пунктуацию, верстку редакция оставила в авторском варианте.
Евгений
СТЕПАНОВ