|
|
|
Ия Эско. «Тени осенних дождей». М.: Линор, 2005. В
дебютную книгу московской поэтессы и графика Ии Эско включено более 100
стихотворных текстов разного объема — от двухстраничных пейзажно-философских
зарисовок до двух-трехстрочных лапидариев-вспышек — «Маленькие островки
разума среди / всепоглощающего моря безумия». Все они написаны в период
с 1993 по 2000 год. То есть сборник смело можно окрестить «Ия Эско. Раннее»,
или вот так: «Ия Эско. Стихи из того века». Я не знаю, отчего талантливая
поэтесса не включила в книгу тексты, написанные после 2000-го года. Быть
может, потому, что их интонация не то что бы намного светлее, но депрессивность
их более «взрослая», взвешенная, оставляющая надежду. Возможно, «Тени
осенних дождей» — отчаянная попытка преодолеть стадию поэтического детства.
Постепенное взросление (и в эмоциональном, и в поэтическом планах) заметно
по мере продвижения к финальным страницам. Авторская небоязнь выставить
на обозрение первые ступени творческой эволюции вызывает уважение. К тому
же интересно — с чисто литературной точки зрения — проследить петлистый
путь авторской интонации от первых шагов к поэтическому созреванию. А
изменения происходили, скорее, на уровне содержания и эмоционального фона,
чем в области формы.
Почти
все стихи в книге безымянны, они даже не отделены звездочками, так что
тексты сливаются в какой-то сюжетно цельный гипертекст, болезненный нон-стоп-дневник
современного обитателя каменных джунглей. И все это — история погружения
лирической героини в Апокалипсис и медленного, мучительного вырывания,
выдавливания себя обратно — на поверхность жизни.
Татьяна Виноградова. «Уходим в миф: Четвертая книга стихов». М.; СПб.: Летний сад, 2005. Четвертая
книга стихов московской поэтессы и филолога Татьяны Виноградовой — четвертая
попытка примирить в себе «воспитанницу традиционной поэтической школы»
и верлибриста. Кажется, Татьяна нашла идеальный компромисс, «выведя» рифму
в разряд обязательно-необязательного факультатива, — во многих стихах
она синтезирует верлибрическую речь и почти классическую версификацию.
Получается у поэтессы не просто мастеровито, а виртуозно — аж дух захватывает.
Современная
(порой с привкусом альтернативости) Россия в стихах Виноградовой причудливым
образом переплетается-смешивается с видениями из совсем далекого прошлого
— немного античного и много романтически-артуровского. И пространственные,
и исторические координаты стираются. «Уходим в миф». Мы существуем в каком-то
едином мифологизированном пространстве. А значит мы и сами уже часть какой-то
глобальной мифологии.
Мария Галина. «Неземля: Стихотворения». М.: Журнал поэзии «Арион», 2005. Мария
Галина давно и благополучно сочетает в себе несколько творческих ипостасей
— успешного прозаика-фантаста, авторитетного литературного критика и актуального
версификатора, к тому же она стала в 2005 году первым лауреатом учрежденной
журналом «Арион» премии «Читательский выбор». Неслучайно и новая стихотворная
книга (третья по счету) вышла в книжной серии того же журнала.
Лексика галинских стихов насыщена украинскими словечками, идишем, одесским говорком, а иногда стихи кажутся слишком перегруженными образами из самых различных пластов мировой культуры, символами-кодами. Наконец, вдумчивый читатель заметит, что в математически выверенных стихах Галиной во множестве присутствует всевозможный животный и растительный мир — экзотические растения, жучки-паучки… Это не случайно, ведь Мария по образованию биолог, много лет занималась в далеком забугорье проблемами окружающей среды. А человек в галинской поэзии — всего лишь часть антуража, а вовсе не пуп вселенной. Таков взгляд ученого. Обзор подготовил Евгений В. ХАРИТОНОВ |