











|
ДДТ.
«Пропавший без вести». CD. М., «Land Records», 2005.
Впечатление
первое, обалдевшее. Удивительной мощи и целостности альбом. От первой
до последней песни все — единый цикл, монолитная композиция. Не последнюю
роль здесь играет обрамление — диск начинается со стилизованного русско-народного
женского хора, тревожного «плача Ярославны» (точнее, Ярославен) и заканчивается
их же «плачем» в сопровождении собачьего (волчьего?) воя. Но поет тот
хор песни стебные, песни стебные, да прикольные, только плачет он… Собственно,
по нам и плачет.
Впечатление второе, возрожденное. При всей своей мрачности — альбом на
редкость жизнеутверждающий. Начиная с песни «Мог бы» с ее «чернушным»,
оскаленным «в жестяной рукомойник» началом и резким, контрастным переходом
к жизни, к действию, к себе. И заканчивая песней о похоронах русского
рока. Похоронили — эксгумировали — обломайтесь.
Впечатление третье, от противного. Радует, что вопреки сегодняшней, «слюнявой»
и «розовосопливой» музыкальной действительности, Юрий Шевчук умудряется
сохранить основную (и, пожалуй, единственную) отличительную черту рок-музыки
— протест. Но вот она широта русской души: если уж протестовать, то против
всего. Главное — против всех, и знать врага в лицо (подробный список см.
в «похоронной команде» русского рока). Сохранение этого протеста и дает,
на мой взгляд, Юрию Юлиановичу право передавать «привет» от русского рока.
Или от своего лица, но пока (тьфу, тьфу, тьфу) со света этого.
Впечатление четвертое, критическое. Постоянный ностальгический лейтмотив,
тянущийся еще с «Единочества» — типа «были времена и почище» — вроде бы
пока не перевешивает в сторону прошлого, шаткое равновесие держится (надеюсь,
и будет держаться). Резкие переходы от лирики к стебу почти всегда оправданы,
а вот провалы в подземелье Невыверенных «ляпов» — не радуют. «Добавил
в сущность — ложку человека»: задумка хорошая, но…
Впечатление пятое, доброе. Протест — далеко не всегда подразумевает злость
на что-то, на кого-то. В данном альбоме хорошо заметны некоторые текстовые
провалы, причем в самых «злых» местах. Ругаются, как правило, прямым текстом,
не обращая внимания на стилистику... Не могу не отметить такой настораживающей
черты как пафосность. Пафосность особая, протестная, рокерская и пр. —
все равно ею и остается. Пафос, выродившийся в фарс. Патриотизм, доведенный
местами до кликушества. Но — местами выходящий на совершенно иной качественный
уровень. На уровень Поэзии.
«Я назову тобой дорогу»… Миллионы пропавших без вести. Они — среди нас,
мы — среди них, для них. Пропавшие. Без вести.
Олег
Митяев. «Запах снега». CD. М., «Мистерия Паблишинг», 2005.
«Синоптики
с погодой ошибаются, а что уж там о жизни говорить». Да, если уж говорить
по поводу песенных текстов, представленных в данном альбоме, то не о жизни.
О жизни в нем и так слишком много сказано. Именно сказано, рассказано,
констатировано. А так хотелось поэзии…
Похоже, совершившийся несколько лет назад «переезд» О. Митяева из бардовской
песни в шансон, произошел настолько неожиданно для автора, что тот не
успел даже собрать «пожитки». Так в бардовском прошлом остались работа
над текстом (в первых альбомах), филигранность сочетания текста и музыки,
звуковая и смысловая наполненность стиха и прочие в принципе ненужные
коммерческой музыке «вещи». Впрочем, любимую слушательницами «фирменную»
митяевскую интонацию автор при «переезде» не забыл. И все?
Нет, как показал данный альбом, кое-что автор все-таки «заначил». Хотя
и создается впечатление, что большая часть песен написана если не на случай,
то на заказ. А если учесть, что альбом уже больше месяца — в лидерах продаж,
то соцзаказ понят правильно и принят от тех, от кого нужно. Вопрос в одном
— а нужно ли? Ведь всю суетную небрежность, многословие, размытость текста
— все, чем богат альбом — уже сложно замаскировать интонацией и доверительным
исполнением. К сожалению, автор не молодеет, а хриплые «фирменные» придыхания
уже сейчас наводят на мысли о бренности бытия. Может, пока не поздно,
изменить направление: сделать ставку на поэзию, а не на антураж? Вернуться
в «светлое прошлое», к нераскрученности, к безденежью, к разговорам на
кухне, к стихам…
В наше время модно вспоминать свое нищее советское прошлое — со слезой,
но без малейшего желания туда вернуться. Альбом пропитан ностальгией,
причем ностальгией обобщенной, и потому стертой, размазанной, «никакой».
Песни порой похожи на путевые заметки, на интервью («Хроники перестройки»).
А поскольку истории у большинства постсоветских бизнесменов общие, то
и рассказ неоригинален.
Собственно, не оригинален и сам альбом. Многое в нем кажется слишком знакомым
— повторение пройденного: пройденного или самим автором, или другими.
Например, те же «Хроники перестройки» («Она играла на альте…»). Если даже
не говорить о неоправданном музыкальном оформлении (судя по ресторанно-цыганистому
аккомпанементу, «жемчужина филей», пахнущая «Poison»-ом, «играла на альтЕ»
в таборе или в бардаке), сама песня явно не первой свежести. Во-первых,
слишком уж напоминает она и модную в начале 1990-х, песню про путану (хотя
песня не об этом — но как похоже!), и миладзевскую «Она была актрисою»,
и собственно митяевскую «Она была актрисою, а он — простой полярник» и
многое другое. И все излишне затянуто, забито мелкими подробностями, небрежно
и многословно. «В работе честные пути мне удавались лишь местами». Местами?
Какими именно?
А «на себе испытывал мытарства снова я»? А слившийся «проплеть», которого
(которую?) вспоминает поручик? И кто такой «капельтуш»? «Мы в пустой езде
провели весь день» — и вовсе воспринимается матерно… «Не формулируя природу
в слово».
Такие «ляпы» особенно заметны на фоне хороших песен. Это «Письмо от матери»,
«Холода», «Норильск», «Запах снега» и, пожалуй, лучшая — «Намастэ». Душевно,
в традициях «раннего» Митяева (чем-то напоминает «Таганай») — раскрытие
смысла происходит не по мере возвышения, взлета, а по мере приближения
к людям: поприветствовать Бога, повстречавшегося со мной, обнимающего,
отпускающего меня, выпивающего со мной.
«Запах снега» — альбом-дневник. В дневнике человек описывает свою жизнь
в конкретном месте-времени. Поэт описывает свою жизнь в поэзии, жизнь
в слове, жизнь вне времени. Если жить стихами, то каждая строка, каждое
слово должны быть прожиты не зря. Должен остаться мир — твой мир — и «запах
уставшего снега второй половины зимы».
Обзор
подготовила Елена ЕГОРОВА
|