Архив

№ 11, 2005

СD-обозрение

Ведущий — Валерий Бакуткин












Ю-Питер
«Биографика»
М., «WWW. Records», 2004

Ток крови можно остановить. Сделать его не столь бурным. В альбоме «Ю-Питера», кажется, все замедляет ход, становится как бы прозрачным. И ты понимаешь, что это тот же Вячеслав Бутусов, но «громы и молнии», которые поражали поклонников во времена «Наутилуса Помпилиуса», не то чтобы растворяются в небе на полпути, скорее изменяется сама творческая задача музыкантов, и молнии сверкают где-то в вышине. Главное — небо. Это слово, или образ-символ, встречается в текстах песен множество раз. Оно может быть разным, но ведь это что-то незыблемое, постоянное, оно всегда было над миром. И музыканты будто ищут именно некоей константы, способной обозначить их творчество.
Говоря уже о следующем альбоме, который еще не вышел в свет, В. Бутусов характеризует его как «спокойствие, доведенное если не до совершенства, то до определенной степени универсальности». И продолжает: «Нирвана — это нам плохо понятно, а вот состояние беспечности, созерцательности и благодушия — это да». И пусть речь идет не о «Биографике», но в общем настроение нынешнего музгероя Бутусова вырисовывается. Действительно, состояние, которое навевает альбом, то есть создаваемое авторскими посылами, близко к некоей созерцательной прозрачности. Его голос срывается, кажется, только в песне «Колесницегонитель», и перед глазами встает образ музыканта, каким он был на записях концертов еще в пору «Наутилуса Помпилиуса». Но слово «беспечность» не слишком подходит к этому ряду. Спокойствие порой становится совершенно неизбежным, но вызывать его могут противоположные чувства — «чувство молодости», если можно так выразиться, и чувство усталости. И тут ничего не попишешь. В одной из песен Бутусов признается, что хочет забыть о времени, но, видимо, это все-таки иллюзия, и даже легкие крылья вдохновения и творчества превращаются в «злые крылья» (см. «Птица Каратель»).

 

БГ
«Zoom Zoom Zoom»
М., «Студия Союз», 2005

В течение двух лет в пору студенческой жизни каждый божий день — сосед, живший через стенку, был ярым фанатом — я слышала этот голос, с его особенной манерой звучания, я бы даже сказала — вибрацией. Я могла узнать его везде и всюду: не желая ничего запоминать, я могла продолжить случайные строчки множества его песен. Еще через несколько лет девушка, учившаяся на курс младше меня, держа в руках книгу с текстами его песен, абсолютно серьезно, даже с некоторым подобострастием сказала: «Разве ты не понимаешь — это же почти Библия».
Борис Гребенщиков — это неизменяемый фон нашей жизни. Даже сосчитать количество поколений, которые относятся к его творчеству как минимум с уважением, трудно. И что бы каждый в отдельности ни думал о БГ, отрицать, что очередной альбом выполнен на высоком уровне, невозможно. Да, погружение в фолк продолжается, и это не кажется нарочитым. Вообще нарочитость, всегда и во всем сквозившая в этом человеке-явлении, начинает растворяться. Или мы растворяемся в нем? Апогеем неуклонного движения по этнической вертикали становится последний трек на диске, где мы слышим щебет птиц. И только.
Мастерство же проявляется по-разному. Больше всего поражает его способность петь ни о чем с пафосом большой важности предмета. К примеру, песня «Крем и карамель». Эти два слова «вкусно» (и ухо несказанно этому радуется) растягиваются в припеве. Все, что обрамляет их, куда-то исчезает, и ты чувствуешь только липкую обволакивающую тебя сладость. А между тем он поет о стране, о нашей стране, в которой вряд ли что-то изменится. Другой пример — песня «Я не могу оторвать глаз от тебя». С точки зрения звуковой эта фраза не слишком-то благозвучна, но он умудряется «разгладить» ее и передать весь трепет, какой охватывает его при взгляде на объект любви. Обычные ловушки, и ты прекрасно понимаешь это, но все равно попадаешься. В остальном же образы, метафоры, само устройство его мира то же, что было всегда. И после апогея (с птичьими голосами) он продолжает двигаться дальше. Его не остановить. И я вдруг поймала себя на мысли, что это хороший диск. Он создает настроение, он звучит… даже когда проигрыватель останавливается. Вот его секрет — он ловит то, что разлито вокруг, в самом воздухе. Он ловит воздух. Чудеса…

Валентина БУРУЛА

 

Элана
«Однажды...»
Саратов, студия «Река», 2005

Элана — человек-оркестр. Талантливая поэтесса, композитор, профессиональный инструменталист, незаурядный вокалист. Все, что она делает, у нее получается хорошо. При этом она никогда не останавливается. Берет уроки вокала, игры на гитаре у лучших специалистов (достаточно сказать, что педагог Эланы — выдающийся гитарист и преподаватель «Гнесинки» Александр Виницкий). Природный талант, помноженный на каторжный труд, дает серьезные результаты.
На диске «Однажды» записаны уже известные песни Эланы.
Эти песни очень неожиданные. С одной стороны, очевидно, что в основе их лежит неординарная поэзия, а с другой стороны, они созданы по законам шлягера. Получается сочетание несочетаемого. Но у Эланы это выходит органично, что свойственно единицам на постсоветской эстраде.
Вспоминаю, с каким упоением пел песни Эланы легендарный Алексей Хвостенко (а уж он умел отличать подлинное от фальшивого!).
Элана, безусловно, автор-исполнитель, имеющий собственный стиль. Однако несомненно влияние на ее творчество таких классиков жанра, как Елена Камбурова, Олег Митяев. Элана не просто поет. Она исполняет песню по законам театра. Показывает песню. В этом смысле характерны такие композиции, как «Трамвайчик номер Восемь», «Вальс иероглифов», «Вы любили меня».
Уверен, что многим песням Эланы (и прежде всего замечательной композиции «Ты вернешься») уготована судьба шлягеров. Это, на мой взгляд, только вопрос времени.

Фёдор МАЛЬЦЕВ